Вторник, 30.04.2024, 12:32 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей


Систематизация названий (мест, деревень, сел) Ильинского района
Итак, первым является
 

финно – угорский этап.

 
Одним из источников информации по раннему периоду этого этапа являются материалы археологических раскопок.
Первое свидетельство о заселении ильинских мест людьми относятся к V – III тысячелетиям до нашей эры, то есть к периоду неолита.
В 1963 году близ деревни Кривцово Каблуковской сельской администрации, на Козлихинской горе, а также на окраине села Ильинское проводились раскопки, извлеченные орудия труда (топоры, долота, скребки пр.) были отнесены именно к периоду нового каменного века.
Богатый археологический материал в течение многих лет дала Верхне – Волжская экспедиция, возглавляемая доктором исторических наук Д. А. Крайновым, в Ильинском и соседних районах было открыто более сорока археологических памятников, относимых к периоду неолита, эпохе бронзы и раннего железного века.
Особую известность среди археологов получили находки, сделанные в деревне Милославка Гарской сельской администрации Ильинского района. В конце селения, на так называемой горке, то есть месте, находящемся на возвышенности, на юго-западе от села, археологи вскрыли погребение, которое было очень богато орудиями труда, керамикой и т. д.
Многие находки, сделанные экспедицией Д. А. Крайнова, ученые относят к ярославской группе фатьяновской культуры - к концу II тысячелетия до новой эры, то есть это уже бронзовый век. Раскопки, дающие материалы первого тысячелетия до нашей эры, то есть железного века, говорят нам о зарождении торговых связей с племенами других культур, так в скивских курганах была найдена керамика наших мест, и, наоборот, в фатьяновских могильниках присутствовал янтарь, попавший сюда с берегов Балтийского моря.
Однако нельзя обойти вниманием и версию ильинского историка – краеведа Е. В. Смолина, касаемую времени появления людей в нашем крае. Считалось ранее, что самые древние стоянки на земле ильинской – неолитические. Но Е. В. Смолин, основываясь на данных археологических экспедиций в Комсомольском районе Ивановской области (ближайшем соседе Ильинского района), которые позволяют датировать разрабатываемую стоянку Становое VIII тысячелетие до нашей эры, предполагает, что Становое, находящееся у истока реки Лахость, протекающей по северной границе Ильинского района, было покинуто людьми в результате климатических и геологических катаклизмов (это подтверждается и свидетельством начальника археологической экспедиции М. Г. Жилина), и поселение продвинулось по руслу Лахости к холмам между нынешними деревнями Капцево и Нажерово Нажеровской сельской администрации Ильинского района или в более высокую долину, чем у Станового, протянувшуюся от Бортникова (той же сельской администрации) вдоль северной границы Ильинского района. В пользу этого предложения косвенно говорит и то, что в Становое потомки вновь вернулись девять с половиной тысяч лет спустя и, скорее всего не из болотистых мест Комсомольского района, а с возвышенностей севера Ильинского района. Если версия эта верна, то время обитания людей в нашем крае удваивается, то есть начинается в период раннего мезолита, почти десять тысяч лет тому назад.
Вопрос о появлении же первых названий не только на территории Ильинского района и Ивановской области, но и на всей Европейской части России пока остается открытым.
Но исследователи, безусловно, убеждены, что первыми появились гидронимы. Конечно, вода играла огромную роль в человеческой жизни, она была и есть для людей источником пищи (рыба и водоплавающие птицы), основным путем сообщения, а тогда и еще основным ориентиром, объектом поклонения и предметом обожествления для древних людей. В Ильинском районе археологи обнаружили ряд поселений дьяковской культуры, они относятся ко второй половине первого тысячелетия до новой эры – первой половины первого тысячелетия новой эры. На основе дьяковской культуры в V – VI веках нашей эры сложилась культура восточно – финского племени меря, которое жило по берегам соседнего озера Неро.
Доисторических названий на территории Ильинского района не сохранилось, вероятно, они были переработаны этой культурой.
Таким образом, первый этап, как было уже сказано, в Ильинском районе финно – угорский. Важнейшим ориентиром для определения названий для того или иного племени, является выявление ареала распространения специфических названий. Земли, расположенные восточнее Ростова Великого, представляют собой своеобразную периферию мерянских земель: в основном поселения меря сосредотачивалось в районе озера Неро и Переславля Залесского. Однако такие топонимы есть и в Ильинском районе. В топонимическом плане ареал распространения языка характеризуется, прежде всего, наличием названий, в основе которых лежит самоназвание народа.
Такие названия именуются отэтническими. В Ильинском районе близ деревни Щаднево Исаевской сельской администрации сохранилось название поля – Мерянки, агрооним – Меряниновка деревни Запрудново Гарской сельской администрации также свидетельствует о существовании в нашем крае племен меря. Древнейшее поселение Ильинского района оставило и другие следы, особенно сильные именно в топонимике. Так мерянское название носит деревня Веска Аньковской сельской администрации.
В. И. Даль пишет, что "весь” означало – сельцо, селение, деревня, "Этимологический словарь” дает определение этому слову, как – "дом, жилище”. М. Фасмер характеризует это слово тоже как "деревня” и свидетельствует о существовании угоро – финской народности к востоку от Новгорода под названием "весь”. Корень этого слова, как и ряда других мерянских слов, вошел в словарных фонд русского языка, так известно выражение "... по городам и весям…” (т.е. деревням).
Мерянский корень слышится и в названии деревни Кутнево (Щениковской сельской администрации), "кудо” обозначает – дом, жилище, тип постройки, у Даля – "Куть” – угол за печкой. Интересна судьба мерянских топонимов, которые под воздействием славянского этноса трансформировались и сохранились до наших дней.
Примером может служить название места в нескольких километрах к северу от села Аньково, зовущееся до сих пор "Панщиной”. Большинство исследователей связывают это с началом XVII века, с вторжением польских интервентов. Но еще в XIХ веке петербургский ученый В. Н. Майнов определил этимологию слова "пан” так: по – чудски, "паниен” – класть, полагать, а "пангед” – могила. Ростовский историк А. А. Титов говорит о значении слова "пандо”, как о могиле. Таким образом, на финно – угорском диалекте слово "пан” означает "захоронение”, и "могила”. Меряне ассимировались со славянами, а название осталось, после польско – монгольского вторжения и засилья панов – поляков, непонятное слово (название) приобретает другое значение – паны, панщина, т. е. Место, где жили или проходили поляки.
Исследователи, а в частности Е. В. Смолин, считают, что, вероятно, на территории Ильинского и соседних районов была создана своеобразная польская "колония” (предположительно с 1608 по 1612 годы), границы ее проходили в районе Тейкова, Анькова и Ракшино. Поэтому, название "панщина” и получило такое объяснение, не учитывая того, что топонимы с таким корнем имеются во всех частях района (курган Панова могила, деревня Паньково, лес Паншиха и т. д.) и даже в большем количестве, чем в предполагаемой территории польской "колонии”.
Мерянское население внесло большой вклад и в наименование водоемов Ильинского района. Такие водоемы как: Нерль, Лахость, Сахта ведут свое летоисчисление с мерянских времен. В. И. Даль объясняет слово "Сахта”, как торфяное болото, это подтверждается и тем, что на самом деле река с этим именем берет свое начало из одноименного болота. Д.Е.Чернявский4 предполагает, что гидроним "Нерль” происходит от финского "Нор – ля” - болотистая (действительно по течению реки много заболоченных мест). М.Фасмер трактует название "Лахость” от финского "лахта” – небольшая морская бухта.
Если исходить из этих определений, то именно эти реки являются наиболее древними на территории района. В Х – ХI веках население Ростово- Суздальского края увеличивается из-за притока кривичей с запада и новгородских словен с северо-запада, с которыми постепенно сливаются жившие здесь мерянские племена. 
 
Источники:
Археологическая карта России: Ивановская область М. 1994 
Смолин Е. В.: Ильинская родословная. Г. Иваново 1999 с. 11 
Даль В. И. Толковый словарь. Т. 1 М.: 1980 
Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка М.: 1971 
Фасмер М. Этимологический словарь Т. 1 М.: 1990 
Фасмер М. Этимологический словарь Т. 2 М.: 1990 
Даль В. И. Указ. Соч. Т. 2. М.: 1980 3 Титов А. А. Ростовский уезд Ярославской губернии М.: 1895. 
Чернявский Д. С. Тетради краеведа (Фонды Ильинского краеведческого музея) с. 109
 
Категория: История | Добавил: kuart (27.01.2011) | Автор: Пушкарев Алексей
Просмотров: 4545 | Комментарии: 2 | Теги: названия, села и реки ильинского района, Топонимы ильинского района | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 Татьяна  
От деревни Зады на границе Ивановской и Ярославской областей из 70 домов сейчас осталось только три деревянных дома и один кирпичный сарай ещё дореволюционной постройки. И живёт в Задах всего один человек - Александр Николаевич Демидов

Жители и дачники из близлежащих деревень Поповки и Антушкова к добровольному затворнику относятся уважительно и величают его Афганом. Говорят, мужик дельный, рукастый, всё может - и электричество наладить, и топором поработать, и корзинку или плетень сплести. Хотя и не очень понимают, как он один время коротает и какая нелёгкая судьба его, городского жителя, сюда забросила…

Ехать от ближайшего Антушкова до Задов километров пять от силы
http://www.aif.ru/society/article/29635

А вот почему произошло название Зады? И живет там дяденька без колодца. Жалко, так...


2 kuart  
Спасибо за интересную ссылку, статья в поном варианте уже на найте, прочитать можно тут

На вопрос, названии Зады, ответ будет дан в ближайшее время


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]