Вторник, 30.04.2024, 13:06 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей


КАК ХРАМ СТАЛ КЛУБОМ ВОЗМОЖНА ЛИ ДОРОГА НАЗАД?

Одно из примечательных зданий в старом, историческом центре - это наш клуб. Его внешний вид привлекает взор, порождает ряд вопросов, побуждает узнать его историю и задуматься об истинном предназначении этого архитектурного памятника. С виду - храм, но без купола с крестом. Почему? Что случилось в прошлом, что храм вместо верующих собирает людей, идущих на концерт, на дискотеку? Правильно ли это? Возможно ли, чтобы, пусть и в бывшем, но освященном некогда месте, гремела музыка и проводились светские мероприятия? Что думают по этому поводу люди, представители местной власти? Мы решили провести свое расследование и найти причину такого противоестественного положения, попытаться выяснить возможные варианты разрешения ситуации. А, может быть, современное сельское общество это и вовсе за проблему не считает?

В своей работе мы использовали информацию из Интернета, рассказы старожилов, данные анкетирования местных жителей, книгу Е.В.Смолина «Ильинская родословная», взяли ряд интервью, изучили историю Русской Православной Церкви (советский период), историю клубов и машинно-тракторных станций в нашей стране.
Попутно мы совершенствовали свои коммуникативные навыки и пытались понять разницу между правовой стороной конкретной ситуации и моралью.
Нами было проведено выборочное анкетирование. В анкете было три открытых вопроса. Анкета была анонимной. Респондентами были люди зрелого и пожилого возраста, жители села, пожелавшие участвовать в опросе - всего 28 человек.

Интервью были взяты у настоятеля Свято-Сергиевского храма села Анькова - отца Геннадия, у бывшего директора аньковского маслосырзавода - Е.П.Зюковой, у заслуженного работника культуры, директора аньковского дома культуры - Л.В.Шиловой, у заслуженного работника культуры, главы Ильинской муниципальной власти - Е.В.Смолина, бывшего киномеханика клуба - В.А. Виноградовой. Выбор именно этих людей для интервью объясняется их положением в местном сообществе, авторитетом, знанием вопроса и гражданской позицией.

Объектами наблюдения стали аньковский клуб и действующий Свято-Сергиевский храм.

Кто? Как часто их посещает? Как они работают? Выяснили, что клуб работает ежедневно, основными его посетителями являются школьники, молодежь, которые активно посещают кружки и дискотеки. Клуб работает в тесной связи со школой, регулярно проводятся совместные мероприятия. В праздничные дни жизнь клуба более интенсивная.

Храм работает почти ежедневно, на службы в него ходит достаточно постоянный и узкий круг, в основном пожилых людей. Кроме местных жителей, в нём бывают и приезжие верующие. Настоятель храма служит одновременно и в храме поселка Ильинское, а также выезжает по приглашению жителей в другие населённые пункты для оказания услуг. Более насыщенной жизнь храма бывает в дни религиозных праздников и летом. В храме собрана большая библиотека православных (в том числе детских) книг, которой могут воспользоваться все желающие. Церковь сотрудничает со школой в вопросах просвещения, в краеведческой работе.

В селе Анькове, богатейшем в свое время торговом селе, ярмарки которого славились по всей центральной России, ранее было три храма и отдельно стоящая колокольня. Все это вместе с кладовыми, торговыми лавками, устроенными в стене церковной ограды, часовней составляло красивый и внушительный храмовый комплекс, примыкавший к центральной площади и замыкавший перспективу двух основных сельских улиц. Даже сейчас, несмотря на утрату большого соборного храма Святой Троицы, комплекс сохраняет ведущую роль в застройке села. Потеря исторических зданий конца 19-го -начала 20-го века стремительно продолжается. Снесён, как аварийный, огромный двухэтажный дом купца 1-ой гильдии Куликова, здание старинного трактира. На всё более пустеющей площади грузновато, приземисто и одиноко стоит красного кирпича Казанская церковь - храм в русско-византийском стиле. Над входом значится вывеска, которая гласит -Аньковский сельский дом культуры.
Сначала Казанский придел располагался в нижнем этаже двухэтажной Троицкой церкви, которая была построена в 1699 году. А на его нынешнем месте стояла деревянная церковь, которую из-за ветхости жители разобрали в 1830 году. В 1871 году прихожане, вследствие тесноты и темноты нижнего этажа Троицкой церкви, который уже не мог вместить всех, желающих быть на службе, построили отдельную тёплую каменную церковь с главным престолом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Храм был украшен золочёными изразцами и лепниной (в школьном музее, а также в Свято-Сергиевском храме хранятся чудом уцелевшие фрагменты). Как вспоминала старожил села Н.М. Никонорова, немного не дожившая до 100 лет, в храме был устроен тёплый пол. Святая икона этого храма пользовалась особым почитанием среди прихожан. В числе богослужебных книг было старинное Евангелие печати 1759 года. Притч состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Приход включал село Аньково и семь ближайших деревень, общим числом жителей - 2875 человек.

Всё изменилось с приходом советской власти. Церковь была отделена от государства, собственность церкви национализирована, граждане получили право свободы совести, стали проводиться акции по изъятию церковных ценностей. Церковь была лишена гарантий правовой защищённости, церковная жизнь отделяется от общественной жизни страны. Юридически это положение было оформлено Декретом от 23 января 1918 года.

Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года деятельность религиозных общин ещё больше ограничивалась. Началось массовое закрытие церквей. Набожные люди, спасая, уносили домой храмовые иконы, атеисты крушили алтари.

Очевидцы из села Кулачево вспоминают, что иконами загатили топкое место по дороге к деревне Козлово. Е.В. Смолин в своей работе «Ильинская родословная» приводит цифры: «В 22 селах было до революции 32 церкви. В конце 20-х годов осталось 8, к концу 30-х годов - три». Храм в Ильинском переделали под клуб. Стали разрушать и аньковские храмы. Напольные плиты из металла, большого размера, с узором, можно теперь встретить в огородах местных жителей. Надгробные плиты снесённых прихрамовых могил пошли на строительство аньковского маслосырзавода, ферм в округе, на фундаменты частных домов. В деревне Костянкино надгробиями завалили старый колодец, оставшиеся плиты просто свалили в кучу на поле. В последнее время такие плиты стали все чаще находить при ремонте старых домов. Разваливаются опустевшие сельские фермы, обнажая свои фундаменты. Обо всем этом рассказали местные жители.

Вся территория храмового комплекса была отдана перед войной машинно-тракторной станции (МТС). В ней был и учебный класс, где обучали будущих трактористов, и большой машинный двор, и кузница. В Троицкой церкви разместился гараж, на втором этаже - склад. В колокольне устроили водонапорный бак. Теперь с бывшего церковного двора неслись другие звуки.

Начало Великой Отечественной войны привело к изменению государственной политики в отношении церкви, было дано разрешение на открытие храмов, но на положении аньковских церквей это не отразилось. Ближайший действующий в годы войны храм находился в с. Воскресенское (единственный в районе, который никогда не закрывался, даже в советское время). За годы войны храмы совсем обветшали, второй этаж Троицкой церкви провалился под тяжестью принесённого туда зерна. И после войны его окончательно разобрали. Теперь здесь находится детский сад.

Как решилась судьба Казанского храма? Нам удалось узнать, что в 1949 году он уже использовался для проведения культурных мероприятий. Заведующим сельским клубом был назначен Вячеслав Лисовский. Однако местные жители были этим крайне недовольны. Однажды житель деревни Авксентьево, фронтовик, фамилия которого нам неизвестна, учинил на почве этих разногласий драку с Лисовским, зажав ему руку в притворе двери. Он оторвал ему пальцы. Было заведено уголовное дело, виновному дали 5 лет лишения свободы, однако власти постарались широкой огласке это дело не придавать. Судьба храма была уже предрешена государственной политикой, и местные власти не собирались советоваться с жителями по этому поводу. Как бы то ни было, память об этом случае до сих пор жива.

Официально клуб заработал в бывшем храме с 1952 года. Бывший киномеханик клуба Виноградова В. А. вспоминает, что роспись на своде купола была уже к тому времени закрашена. Часть фресок, однако, еще долго виднелась на стенах. Е.П.Зюкова рассказывает, что когда в 1979 году она приехала работать директором завода в Аньково, первым делом пошла знакомиться с селом, дошла до клуба и попала на сеанс кино. Ее поразило, что клуб размещен в бывшем храме. На стене, рядом со сценой, где она сидела, были видны росписи. В алтарной части разместилась сцена, внутреннее пространство заполнили ряды сидений для зрителей. В одном из боковых приделов был танцевальный зал, в другом - костюмерная, кабинеты работников и фойе.

Весной 1985 года М.С.Горбачев встретился в Кремле с иерархами Русской церкви. Это был один из первых шагов на пути оживления духовной жизни общества. С 1987 года началась передача церкви отдельных храмов и монастырей. В 1988 году на государственном уровне было отпраздновано 1000-летие Крещения Руси. Началось массовое открытие новых приходов. Верующие жители села Анькова создали свою общину. Встал вопрос об открытии храма. Им передали разрушенный химический склад, который размещался в бывшем небольшом кладбищенском храме преподобного Сергия Радонежского. В 1991 году группа энтузиастов начала восстанавливать храм (этой теме посвящался наш отдельный доклад). Община верующих составляла тогда 50 человек. В 1999 году дьяком в село приехал служить отец Геннадий (Козырев). При нём восстановление храма пошло очень быстро и на данный момент практически завершено. Сразу по приезду он стал обращаться в местную администрацию, к районным властям с просьбой отдать верующим Казанский храм. Ему пообещали, что как только найдут помещение под клуб, отдадут, но решения нет до сих пор.

Ещё в советское время в клубе сложился дружный коллектив талантливых культработников. С 1975 года на посту художественного руководителя клуба Надежду Васильевну Ежову сменила Любовь Вениаминовна Шилова, ныне заслуженный работник культуры. Под её руководством клуб вёл и продолжает вести большую просветительскую, воспитательную и культурно-массовую работу с разными возрастными группами населения, особую ставку делая на молодёжь и школьников. Клубные работники делают жизнь селян более яркой, насыщенной и оптимистичной, пропагандируют здоровый образ жизни.

За время существования клуба здание дважды ремонтировали, последний раз - в 2006 году. Из средств областного и местного бюджетов было выделено 1млн 100 тыс. рублей. Капитальный ремонт длился почти полгода.

«Многие люди нашего села считают размещение дома культуры не очень удачным, потому что центр развлечений находится в храме, где когда-то крестили детей, отпевали умерших, венчали. Но я считаю, что культуре нужно отдать должное. Благодаря ей сохранился этот архитектурный памятник. Если бы не ДК, он обязательно был бы разрушен, как летняя церковь рядом», - так рассуждает Виноградова В.А. Чтобы выяснить мнение других жителей по этому вопросу, мы провели анкетирование. В опросе приняло участие 28 человек. 23 человека из них отрицательно относятся к размещению клуба в стенах храма. 16 человек считают, что в современных условиях можно решить эту проблему. 11 человек видят решение вопроса в строительстве нового клуба.

Работая над докладом, мы нашли в интернете информацию о том, что 15 октября 2010 года в Госдуме прошли парламентские слушания законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Работа над законопроектом была инициирована ещёв 2006 году. Законопроект не предполагает массовой и безоговорочной передачи имущества.

Устанавливается заявительный порядок передачи, при этом чётко оговариваются случаи отказа в удовлетворении заявленной просьбы. 30 ноября 2010 года Президент подписал соответствующий Федеральный закон.

Выводы.
1. Непростая судьба у Аньковского Казанского храма, как, впрочем, у всех храмов нашей страны. «На каждый действующий храм - двадцать в запустении и осквернении, есть ли зрелище более надрывное, чем эти скелеты, достояние птиц и кладовщиков?» - писал А.И.Солженицын в открытом письме патриарху Пимену в 1972 году. Аньковскому храму «повезло» в том плане, что в нём разместился очаг культуры и все время поддерживался порядок, что уберегло его внешние стены от окончательной гибели, но не «намоленное», как говорят верующие, внутреннее пространство, его душу.

2. Длительный атеистический период в истории государства серьезно отразился на взглядах людей, поэтому сейчас нет единства мнений по поводу важных вопросов, связанных с церковью.

3. Дальнейшая судьба храма будет зависеть от нескольких факторов.

• Вопрос о возврате церковного имущества должен быть законодательно решён на государственном уровне.
• Община верующих должна быть больше, чем может сейчас вместить действующий Свято- Сергиевский храм. У людей должна появиться глубокая внутренняя потребность, огромное желание возродить Казанский храм. Это связано с формированием иной системы ценностей.
• Церковь должна располагать значительными средствами, чтобы осуществить масштабные и дорогостоящие строительные работы.
• Село не должно остаться без клуба. Проблему, затрагивающую интересы многих людей, в том числе и материального благополучия работников клуба (высока степень сельской безработицы), нужно решать с учётом мнений всех заинтересованных сторон.

4.Что дала нам эта работа? Мы увидели наличие разных точек зрения, стали понимать, как трудно бывает достичь компромисса в сложном вопросе при несовпадающей личной заинтересованности сторон. Люди прекрасно знают, что человеческая и христианская этика и мораль запрещают шуметь, петь, сквернословить, танцевать, появляться в нетрезвом виде, устраивать туалет в святых стенах, но делают это. Почему? Потому, что, видимо, не знание, как таковое, руководит поступками людей, а внутренние духовные ценности. Но для того, чтобы внутренний мир людей, общества в целом изменились, нужно время, сопоставимое с периодом атеистических гонений на церковь. Нужно время для нравственного совершенствования общества.


Источник: http://www.gazeta-zvezda.ru/news/304/n304_773.html
Категория: История | Добавил: kuart (24.01.2011) | Автор: Виталий Баукин
Просмотров: 2033 | Теги: История района, Аньково | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]